Программа телепередач, телепрограмма на сайте teleprograms.ru

Поиск

Библиоблог > Литературная беседка > Научи меня верить.

 

titul 

Размышления об образах священников в русской литературе

Русская литература глубоко православна, и все же образ истинно верующего человека в ней довольно редко встречается. Духовность в русской литературе – это скорее путь к Богу, чем вместе с ним. Возможно, люди воцерковленные со мной не согласятся, но я рассуждаю и оцениваю, как человек, находящийся в духовном поиске. Нас таких большинство, но выбор произведений, о которых пойдет разговор, мой личный. Делюсь своими размышлениями о прочитанном и приглашаю вас, дорогие читатели, к размышлениям, к разговору.

«Отец Сергий» Л.Н.Толстого, образы Лескова, даже Лука М.Горького из пьесы «На дне» - это образы людей, ищущих путь к Богу, ищущих мудрость. Образы мятущиеся, и потому, наверное, более понятные читателю, находящемуся в духовном поиске.

otecsrg

Тем ценнее книги, показывающие образы людей, уже обладающих способностью верить и любить. Совсем как Пашенька в рассказе Л.Толстого: «она живет для бога, думая, что живет для людей. Да одно доброе дело, чашка воды, поданная без мысли о награде, дороже облагодетельствованных для людей».

Подлинная вера и доброта не ждут наград. И так редко встречаются.

Много споров у критиков и читателей вызвал роман А. Сегеня «Поп». В основном эти словесные баталии относились к неоднозначности деятельности организации, к которой принадлежит герой книги, священник Александр Ионин, – православной миссии, созданной во время Великой Отечественной войны фашистами на территории оккупированной Псковщины. Оставим эти вопросы историкам и поговорим о романе исключительно как художественном произведении, имеющим право на вымысел, на свое видение исторических событий.

pop   avakuum

Герой романа  «Поп» как раз и есть тот редкий тип истинно верующего человека. Очень теплый и светлый образ. Сельский священник, батюшка, поп, относящийся к своей пастве действительно как к своим детям: наставлял, заботился, спасал. Все они дети его – и жители села, и узники концлагеря, и пленные, и – потом уже – заключенные в сталинском лагере. И за всех них он нес ответственность перед Богом. Так он понимал свое служение, не ожидая наград, не укоряя недображелателей. И поднимал паству свою на помощь другим, укреплял в них веру в Победу над фашистами. И от ответственности не прятался, не хитрил. Потому и паства его верила ему. Вынужденный притворяться, что действует под крылом гитлеровцев, отец Александр активно помогал партизанам, принимал в свою семью детей, оставшихся сиротами, беженцев и узников концлагеря Саласпилс.

«Душе проснуться никогда не поздно», – говорит отец Александр.  Делает все, чтобы души окружающих его людей проснулись.

Ева, названная дочка, Алевтина Андреевна,  жена отца Александра, – яркие образы женщин, принявших веру в добро и любовь. Образ матушки Алевтины во многом перекликается с образом Анастасии Марковны, жены протопопа Аввакума.

Две эти женщины – настоящая и вымышленная – дают нам, читателям, пример подлинной веры, доверия жены к мужу, мужа к жене, когда они поистине становятся одним целым.

 

Какого это быть женой священника, матушкой, попадьей? Какого это в современном мире, полном соблазнов духовных и физических? Может и нет в современных матушках того смирения и почтения. Вспомним Пашеньку из рассказа Л.Толстого, подумаем о ее судьбе и перечитаем «Записки попадьи» Юлии Сысуевой. Это не художественное произведение, но написано оно живо и интересно.
 
zpppd   nssvt

По роману А.Сегеня снят одноименный фильм. Как признают создатели фильма, прототипом для «киношного» Александра Ионина во многом стал Иоанн Крестьянкин, один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви в конце XX — начале XXI веков. Человек обретший веру и силу в душе своей. Он стал стал одним из героев ставшей бестселлером книги «Несвятые святые». Книге, написанной прекрасным художественным языком о реальных людях. Возможно, когда-то и о них напишут художественные книги, их образы, воплощенные в романы и повести, будут помогать читателям понять себя и будить свою душу. 


Господи! Прости нас за неверие.
Разучились верить мы давно.
И идем к Тебе лишь в дни сомнения,
Лишь, когда в душе у нас темно.

У Тебя мы ищем утешения,
Молим о спасении своем,
А потом грешим до исступления,
Позабыв дорогу в Отчий дом.

Вспоминаем о Тебе лишь в горести,
В радости - гордыня высока.
Что там у кого висит на совести,
Мы о том не думаем пока.

Все смеемся: согрешим - покаемся.
Поговорку эту полюбя,
Вновь на том же месте спотыкаемся
И, не веря, вновь зовем Тебя.

 
Жанна Пестова, ведущий библиотекарь

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика